Рубрики
Новости

На портале «ПроПаллиатив» опубликована статья нашего преподавателя Ирины Прокопенко «Горжусь, что я медсестра»

Мы рассказывали об Ирине Прокопенко ранее это наш старший преподаватель с огромным стажем работы медицинской сестрой.

На портале «ПроПаллиатив» опубликована статья нашего преподавателя Ирины Прокопенко «Горжусь, что я медсестра». Мы рассказывали об Ирине Прокопенко ранее это наш старший преподаватель с огромным стажем работы медицинской сестрой.

Опубликуем самые важные части интервью=)

Когда я провожу обучающие мероприятия, особенно для врачей, организаторы просят описать мою должность и опыт работы. Обычно я представляюсь медсестрой, но иногда меня просят не делать этого. Ведь будет «солиднее», если я назовусь специалистом по обучению персонала. Тогда я понимаю, что профессия медсестры в сознании у многих — не повод гордиться.

Я очень хочу, чтобы это мнение поменялось, ведь медсестра —это высококвалифицированный специалист. Она ухаживает за пациентами, выполняет назначения врачей, делает диагностические процедуры. У нее в буквальном смысле миллион обязанностей.  

Я намеренно ставлю уход на первое место, потому что знания по уходу полноценно изучают именно медсестры. Именно они в полной мере знают, как правильно кормить, повернуть, улучшить дыхание если появились корки в носу, помыть пациента и многое другое.

Медсестра, наравне с врачом — ключевой «игрок» в борьбе человека с болезнью. Без них вся система здравоохранения попросту перестала бы функционировать. 

Выйдя на работу, медсестра сталкивается с тем, что в реальности мультизадачность куда больше, чем показалось на стажировке.

Самое сложное оказывается в том, что делать приходится либо в несколько раз больше того, что прописано в должностной инструкции, либо наоборот — функционал сужается до выдачи лекарств, написания многочисленных бумаг и сбора анализов.

Моей первой работой, была работа в реанимации, где самым большим потрясением для меня была скорость реакции бывалых медсестер и работа с множеством ограничений — у нас не хватало перчаток, мочевых катетеров, зондов, трахеостомических трубок. Все это мы замачивали в дезрастворе, мыли и после стерилизации использовали повторно. Кроме того, для нас было в первую очередь важно спасти пациента, восполнить его электролитный баланс, перелить кровь, быстро среагировать на ухудшение состояния и только во вторую очередь поговорить с человеком, сориентировать его, что с ним случилось. Все делалось очень быстро, не дожидаясь реакции пациента.

Этот период в моей профессиональной деятельности оставил очень противоречивые чувства. С одной стороны, я многому научилась за первые годы работы в реанимации, особенно это касалось манипуляций. Однако, учиться мне пришлось не у наставника, а украдкой поглядывая на других медсестер, так как считалось, что учить нас должны были в медучилище и признаться в том, что ты не умеешь, например ставить кубитальный катетер, было нельзя. Особенно тяжело было осознавать, что мы учимся на реальных пациентах. 

Я очень ярко помню момент, когда с дрожащими руками и стерильным набором я подошла к своему первому пациенту, которому надо было поставить внутривенный катетер.

Осознание того, что я могу сделать больно этому пациенту, привело меня в ужас. Мне предстояло поставить ему не просто внутривенный катетер, но сделать это тупой иглой с огромным диаметром, так как других вариантов у меня не было. Чтобы как-то снизить вероятность боли, я упрашивала одного из коллег, чтобы он мне дал импортный катетер, более удобный и острый.

Наверное, от страха, мне удалось поставить катетер этому пациенту с первой попытки. Он сказал, что у меня «золотые руки», а я еще долго не могла прийти в себя. С этого момента я твердо решила, что во чтобы то ни стало научусь работать с венами любой сложности.

В последствии так и вышло. Я быстро набралась опыта, поработала в общей реанимации, потом в ожоговой реанимации и вскоре мне показалось, что я навсегда останусь работать «просто» медсестрой. 

К нам по обмену приезжали медсестры из других стран и по их рассказам было понятно, что у них есть возможность расти в профессиональном плане. В среде медсестер мы часто обсуждали наши возможности, и многие отмечали, что чувствуют свой профессиональный потолок. Многие не понимали, как можно дальше развиваться, куда расти. Было ощущение, что карьера в сестринском деле невозможна. 

Медсестра, как бы она не старалась, всегда остается на вторых ролях. Для окружающих, а главное для самой себя она остается «просто» медсестрой. Как будто вклад ее в общее дело не важен, а ежедневная, зачастую изнуряющая работа не имеет ценности.

К сожалению, только единицы находят применение своим талантам, выходящим за рамки ограниченного функционала. Кто-то становится старшей сестрой, кто-то идет преподавать сестринское дело. Очень многие медсестры получают высшее образование по специальности «Психология». Это помогает им в работе с коллегами и пациентами. А кто-то уходит на курсы косметологии, массажа или других смежных профессий.

Поменять взгляд медсестер на самих себя

Безусловно, самооценку медсестер необходимо поднимать уже на уровне обучения в колледжах. Но как нам самим изжить привычку относиться к себе негативно? Что мы можем сделать, чтобы гордиться профессией?

  • Получайте новые знания и своей области, и в смежных. Развивайтесь, осваивайте принципы работы и общения с пациентами и их родственниками. Ведь наша самооценка зависит от уровня профессионализма, а значит от образования и культуры.
  • Делитесь знаниями с новичками и коллегами. Каждая медсестра может внести свой вклад в общее дело.
  • Поддерживайте и хвалите друг друга. Это важно не только для поднятия самооценки, но и для профилактики выгорания, так как наша работа связана с высоким риском эмоционального истощения.
  • Сейчас важной частью нашей жизни стали соцсети, и я призываю медсестер — объединяйтесь в группы. В них можно получить поддержку, совет и второе мнение по наболевшим вопросам, сложным манипуляциям.
  • Растите профессионально. Вы знаете много нюансов работы, по которым можно провести исследования или написать статью. Многие сестринские издания готовы сотрудничать с опытными медсестрами в этом вопросе.
  • Всегда обсуждайте совместную работу с врачом. Никто не создаст мультидисциплинарную команду, о которой сейчас все говорят, кроме тех, кто в этом участвует. От вас, в том числе, зависит понимание сестринских процессов врачом и другими участниками команды. Только открытые и прозрачные отношения будут продуктивны. Вам будут больше доверять, и вы сможете скоординировать свою работу.
  • Доброжелательность и достоинство — признаки профессионализма. Будьте приветливы, открыты, но не заискивайте. Вы не должны выглядеть так, как будто боитесь жалоб.
  • Иногда мы вынуждены много раз повторять пациенту или родственникам одну и ту же информацию, нам приходится контактировать с раздраженными, возмущенными или горюющими людьми и из-за этого мы можем быть резкими и нетерпеливыми. Старайтесь выровнять свое состояние, по возможности снимайте напряжение. От нашего настроя зависит то, как нас воспринимает пациент и в итоге его самочувствие.

Новые знания нужно получать не только медсестрам, но и старшим сестрам, так как они — проводники ценностей коллектива. Прозрачная схема наставничества позволит передавать знания новичкам, коллегам из других отделений, младшему медперсоналу.

Медсестра в паллиативной помощи

«Ты что, пошла работать в хоспис?, — с ужасом спросила меня бывшая коллега. — Там же люди умирают каждый день! Зачем это тебе нужно?»  

Такой вопрос мне задавали не один раз. Это происходило от того, что о паллиативной помощи мало знают не только пациенты, родственники, но и медсестры и врачи. И именно в паллиативных отделениях особенно ярко проявляются те грани сестринского опыта и профессионализма, которые лежат в основе работы сестры — тщательный уход, забота и поддержка.

Работа в отделениях с онкологическими больными, паллиативного профиля, особенно детского паллиатива, накладывают на медсестру дополнительную психологическую нагрузку. Эмоциональные переживания для медсестры — это часть работы, но мало кто задумывается, что мы работаем не только руками, но и душой и сердцем. Часто от того, в каком эмоциональном состоянии мы находимся, зависит состояние наших пациентов.

***

Я горжусь тем, что я медицинская сестра. Я знаю, что наша роль в процессе лечения очень важна, и она — не меньше, чем у врача. Но вместе мы делаем общее дело. Врач не может ухаживать за пациентом, его задача не упустить ничего из анамнеза, чтобы правильно поставить диагноз, назначить и скорректировать лечение. Наша задача — правильный уход в зависимости от проблем и потребностей пациента. Только вместе мы сможем полноценно помочь людям.

Сейчас в нашей системе здравоохранения много перекосов, ошибок и бумажной работы. Мы все от этого устаем, но поддерживая друг друга, мы сможем развивать сестринское дело в правильном русле, где проблемы человека и их решение будут на первом месте.

Уважаемые коллеги! Я очень надеюсь, что, когда вас спросят, кто вы по профессии, вы с гордостью ответите: «Я — медсестра».

Когда я провожу обучающие мероприятия, особенно для врачей, организаторы просят описать мою должность и опыт работы. Обычно я представляюсь медсестрой, но иногда меня просят не делать этого. Ведь будет «солиднее», если я назовусь специалистом по обучению персонала. Тогда я понимаю, что профессия медсестры в сознании у многих — не повод гордиться.

Я очень хочу, чтобы это мнение поменялось, ведь медсестра —это высококвалифицированный специалист. Она ухаживает за пациентами, выполняет назначения врачей, делает диагностические процедуры. У нее в буквальном смысле миллион обязанностей.  

Я намеренно ставлю уход на первое место, потому что знания по уходу полноценно изучают именно медсестры. Именно они в полной мере знают, как правильно кормить, повернуть, улучшить дыхание если появились корки в носу, помыть пациента и многое другое.

Медсестра, наравне с врачом — ключевой «игрок» в борьбе человека с болезнью. Без них вся система здравоохранения попросту перестала бы функционировать. 

Выйдя на работу, медсестра сталкивается с тем, что в реальности мультизадачность куда больше, чем показалось на стажировке.

Самое сложное оказывается в том, что делать приходится либо в несколько раз больше того, что прописано в должностной инструкции, либо наоборот — функционал сужается до выдачи лекарств, написания многочисленных бумаг и сбора анализов.

Моей первой работой, была работа в реанимации, где самым большим потрясением для меня была скорость реакции бывалых медсестер и работа с множеством ограничений — у нас не хватало перчаток, мочевых катетеров, зондов, трахеостомических трубок. Все это мы замачивали в дезрастворе, мыли и после стерилизации использовали повторно. Кроме того, для нас было в первую очередь важно спасти пациента, восполнить его электролитный баланс, перелить кровь, быстро среагировать на ухудшение состояния и только во вторую очередь поговорить с человеком, сориентировать его, что с ним случилось. Все делалось очень быстро, не дожидаясь реакции пациента.

Этот период в моей профессиональной деятельности оставил очень противоречивые чувства. С одной стороны, я многому научилась за первые годы работы в реанимации, особенно это касалось манипуляций. Однако, учиться мне пришлось не у наставника, а украдкой поглядывая на других медсестер, так как считалось, что учить нас должны были в медучилище и признаться в том, что ты не умеешь, например ставить кубитальный катетер, было нельзя. Особенно тяжело было осознавать, что мы учимся на реальных пациентах. 

Я очень ярко помню момент, когда с дрожащими руками и стерильным набором я подошла к своему первому пациенту, которому надо было поставить внутривенный катетер.

Осознание того, что я могу сделать больно этому пациенту, привело меня в ужас. Мне предстояло поставить ему не просто внутривенный катетер, но сделать это тупой иглой с огромным диаметром, так как других вариантов у меня не было. Чтобы как-то снизить вероятность боли, я упрашивала одного из коллег, чтобы он мне дал импортный катетер, более удобный и острый.

Наверное, от страха, мне удалось поставить катетер этому пациенту с первой попытки. Он сказал, что у меня «золотые руки», а я еще долго не могла прийти в себя. С этого момента я твердо решила, что во чтобы то ни стало научусь работать с венами любой сложности.

В последствии так и вышло. Я быстро набралась опыта, поработала в общей реанимации, потом в ожоговой реанимации и вскоре мне показалось, что я навсегда останусь работать «просто» медсестрой. 

К нам по обмену приезжали медсестры из других стран и по их рассказам было понятно, что у них есть возможность расти в профессиональном плане. В среде медсестер мы часто обсуждали наши возможности, и многие отмечали, что чувствуют свой профессиональный потолок. Многие не понимали, как можно дальше развиваться, куда расти. Было ощущение, что карьера в сестринском деле невозможна. 

Медсестра, как бы она не старалась, всегда остается на вторых ролях. Для окружающих, а главное для самой себя она остается «просто» медсестрой. Как будто вклад ее в общее дело не важен, а ежедневная, зачастую изнуряющая работа не имеет ценности.

К сожалению, только единицы находят применение своим талантам, выходящим за рамки ограниченного функционала. Кто-то становится старшей сестрой, кто-то идет преподавать сестринское дело. Очень многие медсестры получают высшее образование по специальности «Психология». Это помогает им в работе с коллегами и пациентами. А кто-то уходит на курсы косметологии, массажа или других смежных профессий.

Поменять взгляд медсестер на самих себя

Безусловно, самооценку медсестер необходимо поднимать уже на уровне обучения в колледжах. Но как нам самим изжить привычку относиться к себе негативно? Что мы можем сделать, чтобы гордиться профессией?

  • Получайте новые знания и своей области, и в смежных. Развивайтесь, осваивайте принципы работы и общения с пациентами и их родственниками. Ведь наша самооценка зависит от уровня профессионализма, а значит от образования и культуры.
  • Делитесь знаниями с новичками и коллегами. Каждая медсестра может внести свой вклад в общее дело.
  • Поддерживайте и хвалите друг друга. Это важно не только для поднятия самооценки, но и для профилактики выгорания, так как наша работа связана с высоким риском эмоционального истощения.
  • Сейчас важной частью нашей жизни стали соцсети, и я призываю медсестер — объединяйтесь в группы. В них можно получить поддержку, совет и второе мнение по наболевшим вопросам, сложным манипуляциям.
  • Растите профессионально. Вы знаете много нюансов работы, по которым можно провести исследования или написать статью. Многие сестринские издания готовы сотрудничать с опытными медсестрами в этом вопросе.
  • Всегда обсуждайте совместную работу с врачом. Никто не создаст мультидисциплинарную команду, о которой сейчас все говорят, кроме тех, кто в этом участвует. От вас, в том числе, зависит понимание сестринских процессов врачом и другими участниками команды. Только открытые и прозрачные отношения будут продуктивны. Вам будут больше доверять, и вы сможете скоординировать свою работу.
  • Доброжелательность и достоинство — признаки профессионализма. Будьте приветливы, открыты, но не заискивайте. Вы не должны выглядеть так, как будто боитесь жалоб.
  • Иногда мы вынуждены много раз повторять пациенту или родственникам одну и ту же информацию, нам приходится контактировать с раздраженными, возмущенными или горюющими людьми и из-за этого мы можем быть резкими и нетерпеливыми. Старайтесь выровнять свое состояние, по возможности снимайте напряжение. От нашего настроя зависит то, как нас воспринимает пациент и в итоге его самочувствие.

Новые знания нужно получать не только медсестрам, но и старшим сестрам, так как они — проводники ценностей коллектива. Прозрачная схема наставничества позволит передавать знания новичкам, коллегам из других отделений, младшему медперсоналу.

Медсестра в паллиативной помощи

«Ты что, пошла работать в хоспис?, — с ужасом спросила меня бывшая коллега. — Там же люди умирают каждый день! Зачем это тебе нужно?»  

Такой вопрос мне задавали не один раз. Это происходило от того, что о паллиативной помощи мало знают не только пациенты, родственники, но и медсестры и врачи. И именно в паллиативных отделениях особенно ярко проявляются те грани сестринского опыта и профессионализма, которые лежат в основе работы сестры — тщательный уход, забота и поддержка.

Работа в отделениях с онкологическими больными, паллиативного профиля, особенно детского паллиатива, накладывают на медсестру дополнительную психологическую нагрузку. Эмоциональные переживания для медсестры — это часть работы, но мало кто задумывается, что мы работаем не только руками, но и душой и сердцем. Часто от того, в каком эмоциональном состоянии мы находимся, зависит состояние наших пациентов.

***

Я горжусь тем, что я медицинская сестра. Я знаю, что наша роль в процессе лечения очень важна, и она — не меньше, чем у врача. Но вместе мы делаем общее дело. Врач не может ухаживать за пациентом, его задача не упустить ничего из анамнеза, чтобы правильно поставить диагноз, назначить и скорректировать лечение. Наша задача — правильный уход в зависимости от проблем и потребностей пациента. Только вместе мы сможем полноценно помочь людям.

Сейчас в нашей системе здравоохранения много перекосов, ошибок и бумажной работы. Мы все от этого устаем, но поддерживая друг друга, мы сможем развивать сестринское дело в правильном русле, где проблемы человека и их решение будут на первом месте.

Уважаемые коллеги! Я очень надеюсь, что, когда вас спросят, кто вы по профессии, вы с гордостью ответите: «Я — медсестра».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *